Вторник, 21.11.2017, 03:47
Приветствую Вас Гость | RSS

  Воспитатели:  Пугачева Юлия Алексеевна и  Панафидина Татьяна Алексеевна

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Программа, воспитатель Пугачева Ю.А.

Пояснительная записка

Данная экспериментальная работа по развитию математических представлений для старшего дошкольного возраста проводилась на базе МАДОУ №241 в подготовительной группе.

Актуальность введения данного эксперимента основывается на том, что успешное развитие математических представлений в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучение математики в начальной школе.

Сравнив содержание учебников «МАТЕМАТИКА» авторов: Моро М. И, Бантовой М. И., Бельтюковой Г. В., Волковой С. И., Степановой С. В., выпущенных в издательстве «Просвещение» в 2003 году., мы пришли к выводу, что можно объединить некоторые этапы и разработать собственную программу для кружка «Занимательная математика» по подготовке детей старшего дошкольного возраста по развитию математических представлений.

Процесс формирования элементарных математических представлений строится с учетом уровня развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления дошкольника и имеет своей целью создание предпосылок для перехода к более абстрактным формам ориентировки в окружающем. Овладение различными практическими способами сравнения, группировки предметов по количеству, величине, форме, пространственному расположению фактически закладывает основы логического мышления. В процессе формирования математических представлений у дошкольников развивается умение применять опосредованные способы для оценки различных свойств предметов (счет - для определения количества, измерение— для определения величин и т. д., предвосхищать результат, по результату судить об исходных данных, понимать не только видимые внешние связи и зависимости, но и некоторые внутренние, наиболее существенные. Определенным итогом обучения дошкольников является не только сформированная система математических представлений, но и основы наглядно-схематического мышления как переходной ступени от конкретного к абстрактному. У детей совершенствуется способность к аналитико-синтетической и классифицирующей деятельности, абстрагированию и обобщению.

Занятия по формированию элементарных математических представлений у детей, по математике в детском саду, строятся с учетом обще дидактических принципов:

1. Принцип воспитания в развитии математических представлений.

Общей целью воспитания в детском саду является подготовка к всестороннему развитию личности, способной построить и защитить общество. Всестороннее развитие личности предполагает умственное и нравственное развитие, богатую духовную жизнь, физическое и эстетическое развитие. Реализация общей цели воспитания требует, поэтому решения более частных задач, которые рассматриваются в качестве составных частей или сторон воспитания: трудовое, нравственное, умственное, эстетическое и физическое воспитание. Выделение составных частей воспитания опирается на объективные требования общества в развитии определенных свойств (качеств) личности. Но воспитание в процессе обучения вообще и математике в частности как принцип обучения имеет и свою содержательную направленность, которая определяется формированием мировоззрения и морали. Чтобы каждый ребенок мог действовать в соответствии с принципами мировоззрения и морали, он должен сформировать у себя такие черты характера, как трудолюбие, сила воли, скромность, честность по отношению к самому себе и другим людям.

2. Принцип научности в обучении математике.

В организации занятий по развитию математических представлений дошкольников у педагогов имеется много возможностей показать закономерности процесса познания. Именно поэтому в процессе обучения основам математике шире должны внедряться проблемное обучение и разнообразные исследовательские приемы.

3. Принцип сознательности, активности и самостоятельности в развитии математических представлений.

Данный принцип заключается в целенаправленном активном восприятии изучаемых явлений, их осмыслении, творческой переработке и применении. Он вытекает из целей и задач дошкольного образования, а также из особенностей процесса обучения, требующего осмысленного и творческого подхода к изучаемому материалу.

Реализация принципа сознательности, активности и самостоятельности в обучении предполагает выполнение следующих условий:

а) соответствие познавательной деятельности детей закономерностям процесса учения;

б) познавательная активность воспитанников в процессе занятия;

в) осознание дошкольниками процесса приобретения знаний, умений и навыков;

г) овладение детьми дошкольного возраста методами умственной работы в процессе познания нового.

4. Принцип систематичности и последовательности в развитии математических представлений.

Систематичность в развитии математических представлений предполагает соблюдение определенной последовательности в изучении учебного материала и постепенное овладение основными понятиями дошкольного курса математики.

Последовательность в обучении математике означает, что обучение осуществляется в соответствии с правилами обучения:

а) от простого к сложному;

б) от легкого к трудному;

в) от известного к неизвестному;

г) от представлений к понятиям;

д) от знания к умению, от него к навыку.

5. Принцип доступности в развитии математических представлений.

В процессе реализации принципа научности воспитатель должен соблюдать также принцип доступности, чтобы содержание, формы и методы обучения учитывали реальные возможности воспитанников. При этом необходимо учитывать и то, что принцип доступности предполагает обучение на достаточно высоком уровне трудности. Однако это можно достигнуть лишь при наилучшем сочетании индивидуальных и коллективных форм познавательной деятельности дошкольников в обучении.

6. Принцип наглядности в развитии математических представлений.

Наглядность применяется и как средство познания нового, и для иллюстрации мысли, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания материала. Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, при закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении самостоятельных заданий, при контроле усвоения учебного материала.

7. Принцип индивидуального подхода к учащимся в развитии математических представлений.

Повышение эффективности обучения непосредственно связано с тем, насколько полно учитываются особенности каждого ребенка. Важной индивидуальной особенностью детей, в том числе и дошкольного возраста, является их способность к усвоению знаний.

В группе занятия проводятся фронтально, т. е. одновременно со всеми детьми. Количество занятий определено в так называемом «Перечне занятий на неделю», содержащемся в программе детского сада. Оно относительно невелико: два занятия в подготовительной группе в неделю, по 25—30 минут. Поскольку занятия математикой требуют умственного напряжения, их рекомендуют проводить в середине недели в первую половину дня, сочетать с более подвижными физкультурными, музыкальными занятиями или занятиями по изобразительному искусству.

Количество занятий по_ изучению каждой темы зависит от степени ее трудности и успешности овладения ею детьми. Поквартальное распределение материала в программе каждой возрастной группы на протяжении учебного года позволяет полнее реализовать принцип системности и последовательности.

Структура таких занятий определяется чередованием разных видов деятельности детей, сменой методических приемов и дидактических средств.

Все части занятия (если их несколько) достаточно самостоятельны, равнозначны и вместе с тем связаны друг с другом.

Структура занятия обеспечивает сочетание и успешную реализацию задач из разных разделов программы (изучение разных тем, активность как отдельных детей, так и всей группы в целом, использование разнообразных методов и дидактических средств, усвоение и закрепление нового материала, повторение пройденного. Новый материал дается в первой или первых частях занятия, по мере усвоения он перемещается в другие части. Последние части занятия обычно проводятся в форме дидактической игры, одной из функций которой является закрепление и применение знаний детей в новых условиях.

Цель: развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста

В связи с этим решаю следующие задачи математического развития детей:

- Развивать эмоциональной отзывчивости детей через игры с математическим содержанием.

- Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей .

- Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации) .

- Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.

- Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.

- Введение в активную речь простейших математических терминов;

- Развивать у детей основы конструирования;

- Развивать зрительную и слуховую память;

- Формировать образное мышление;

Программа состоит из шести разделов: счет, сравнение чисел, ориентировка в пространстве, арифметические действия, геометрические фигуры, графические работы.

Рассчитана на 41 занятие, как дополнительная форма обучения в виде кружка

«Занимательная математика», продолжительность одного занятия 30 минут два раза в неделю.

31 октября 2015 в 16:07
Категория: Мои статьи | Добавил: ангелина (06.12.2015)
Просмотров: 33 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Хостинг от uCoz